Самообразование по вопросам недвижимости

Возврат госпошлины в случае ее платы за заявителя (плательщика) нотариусом

Уплата сбора, в частности, государственной пошлины (далее –«госпошлина»), за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора (п. 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ  (далее — Кодекс)).

Иное лицо не вправе требовать возврат из бюджетной системы РФ уплаченного за плательщика сбора (госпошлины).

При уплате госпошлины за совершение юридически значимых  действий иным лицом, в том числе и представителем, за плательщика госпошлины в платежном документе  на перечисление суммы госпошлины в бюджет должно быть указано, что представитель или иное лицо действует от имени ее плательщика.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины подается плательщиком госпошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) госпошлина (п. 3 статьи 333.40 Кодекса).

Если госпошлина уплачена иным лицом, то с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимое действие, должен обратиться плательщик госпошлины, т.е. лицо, в отношении которого должно быть совершено данное действие (ст. 45 Кодекса, пункт 3 ст. 333.40 Кодекса).

Таким образом, по мнению Департамента, в случае, если госпошлина в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате уплачена за плательщика госпошлины нотариусом, который является в данном случае иным лицом, с заявителем о возврате излишне уплаченной суммы госпошлины в орган Росреестра вправе обратиться только плательщик госпошлины.

В этом случае возврат излишне уплаченной суммы госпошлины должен осуществляться только на указанный в заявлении банковский счет плательщика государственной пошлины.

 

О результатах оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости в Астраханской области

В 2019 году в Астраханской области продолжила работу комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области (далее – Комиссия).

За 6 месяцев 2019 года в Комиссию поступило 266 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.  Оспаривалась кадастровая стоимость 72 земельных участков и 27 зданий и помещений.

Большая часть заявлений (60%) поступила от физических лиц. Остальные 39 % — от юридических лиц. Заявления от органов власти  и местного самоуправления составили 1%.

Оспаривалась кадастровая стоимость  земельных участков из категории земель населенных пунктов (57%), земель сельскохозяйственного назначения (30%), земель промышленности и иного специального назначения (13%). Земельные участки преимущественно используются для размещения объектов недвижимости коммерческого назначения (71%) и в меньшей степени — для объектов промышленного и складского назначения (29%). При этом количество обращений от собственников и арендаторов практически одинаковое.

Кроме того, объектами спора стали нежилые здания и помещения, в основном, офисно-торгового или производственно — складского назначения. Заявления об оспаривании кадастровой стоимости жилых зданий и помещений в Комиссию не поступали.

Все обращения имели целью установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Заявления по основанию недостоверности использованных сведений об объектах недвижимости не поступали.

В отношении 45% объектов (земельных участков и ОКС) Комиссией приняты положительные решения. Остальные заявления отклонены в связи с несоответствием представленных документов требованиям законодательства.

Рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная оценщиками, на 25-87 % ниже их кадастровой стоимости. Доля объектов, для которых расхождение рыночной и кадастровой стоимости не превышает 30%, составляет только 0,5 % от их общего количества.

Общий  объём оспоренной кадастровой стоимости за шесть месяцев 2019 года составил  более 19 млрд. рублей.

По результатам работы Комиссии в указанный период суммарное снижение налоговой базы (кадастровой стоимости) – 983 млн. рублей.

В результате работы Комиссии и положительных решений Комиссии снижена налоговая нагрузка на граждан и юридических лиц.

Порядок регистрации сделок для участников долевой собственности упрощается

С 31 июля 2019 года не требуется нотариальное удостоверение сделок при отчуждении или ипотеки всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

Не требуется также нотариально удостоверять договоры об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемые с кредитными организациями. При этом, по общему правилу, сделки по отчуждению или договоры об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению.

Согласно нововведения, участники общей долевой собственности, которые принимают обоюдное решение совершить сделку, сократят  временные и финансовые затраты при отчуждении и ипотеке имущества.

До 31 июля 2019 года действует текущая редакция закона «О государственной регистрации недвижимости».

Нотариальное удостоверение сделок по отчуждению долей в праве на недвижимость стало обязательным в 2016 году, когда были внесены изменения в ст. 24 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данные поправки также были учтены в законе № 218-ФЗ.

Комплексные кадастровые работы

Советом Федерации одобрен Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения  Градостроительного кодекса с  положениями о комплексных кадастровых работах».

Подготовленные поправки позволят:

  1. Исключить требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это существенно сэкономит бюджетные  средства. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.
  2. Появится возможность в результате проведения комплексных кадастровых работ оформить излишки площадей земельных участков. Часто площадь фактически используемых земельных участков превышает площадь, указанную в ЕГРН.
  3. Определить правила устранения ошибок в местоположении границ земельных участков и административных границ силами Росреестра.

Результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти повысить эффективность управления территориями, вносить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах ранее учтенных земельных участков, таким образом сократить количество земельных споров и защитить права собственников.

 

В 2019 году в Астраханской области вновь проводятся комплексные кадастровые работы за счет средств федерального и областного бюджетов. Общая стоимость работ в Астраханской области свыше 20 млн. рублей.

В территорию комплексных кадастровых работ включены 37 кадастровых кварталов в пределах 7 муниципальных районов области. Количество земельных участков, в отношении которых будут определены границы или исправлены реестровые ошибки – 7408.

 

 

Изменение порядка применения оспоренной кадастровой стоимости

в 2019 году

 Управление Росреестра по Астраханской области информирует жителей региона, что в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, начиная с текущего года, скорректирован порядок применения кадастровой стоимости для целей налогообложения, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) на основании решений Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости или решений суда.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости, измененная на основании решений Комиссии или суда, принятых после 1 января 2019 года, включая иски и заявления, поданные до указанной даты, будет учитываться налоговыми органами для расчета налоговой базы с даты применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Перерасчет суммы за уплаченный налог на недвижимость будет осуществляться налоговыми органами не более чем за три предыдущих налоговых периода.

Обращаем внимание, что Управление Росреестра по Астраханской области не обладает полномочиями по разъяснению порядка начисления налогов на имущество, а также применению налоговыми органами оспоренных сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В связи с чем, в случае возникновения вопросов о порядке применения оспоренной кадастровой стоимости для целей налогообложения, можно обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта недвижимости или в Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области по адресу: г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, 10.

Управление Росреестра  по Астраханской области информирует

общие сведения об организации

 

Pocpeecтp — этo Фeдepaльнaя cлyжбa гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции, кaдacтpa и кapтoгpaфии. Этo opгaн иcпoлнитeльнoй влacти, кoтopый opгaнизyeт eдинyю cиcтeмy кaдacтpoвoгo yчeтa нeдвижимocти, гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции пpaв нa имyщecтвo и cдeлoк c ним.

 

КОНТАКТЫ

Руководитель — Белова Татьяна Михайловна  

8(8512) 25-02-04, 25-14-97

Часы приема:

первая среда месяца

с 14:00 до 17:00,

г. Астрахань,

ул. Савушкина/Анри Барбюса, д.45/д.21

Заместитель руководителя – Гук Татьяна Георгиевна  

8(8512) 25-02-04, 25-62-64

Часы приема:

Вторник с 14:00 до 16:00,

г. Астрахань,

ул. Савушкина/Анри Барбюса, д.45/д.21

Заместитель руководителя —  Никулин  Дмитрий Александрович  

8(8512) 52-11-74

Часы приема:

Четверг с 14:00 до 16:00,

г. Астрахань,

ул. Никольская, д. 9

РЕЖИМ РАБОТЫ

Понедельник — четверг с 08:00 – 17:00 (перерыв с 12:00 -12:45)

Пятница с 08:00 – 15:45 (перерыв с  12:00 – 12:45)

Суббота, воскресенье — выходной

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

 

В Управлении круглосуточно, без выходных и перерывов функционирует «Телефон доверия» 8(8512) 44-62-44, который работает в автоматическом режиме и оснащен системой записи поступающих обращений (функция «автоответчик»).

По «телефону доверия» Управления принимается и рассматривается информация о фактах:

  • коррупционных проявлений в действиях (бездействии) гражданских служащих;
  • конфликта интересов в действиях гражданских служащих;
  • несоблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, в отношении которых законодательством Российской федерации такие запреты и ограничения установлены.